Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
- Рабинович, вы слышали, завтра в Одессе будет еврейский погром.
- А мне-то что, Лейбманович, у меня в паспорте записано, что я русский.
- Вы не поняли, Рабинович, бить будут по морде, а не по паспорту.

В феврале 90 года в Душанбе были погромы. Не еврейские, нет, русские и армянские. Какие-то провокаторы распустили гадкие слухи. Навезли в город на автобусах толпы из кишлаков и расставили их по мостам. Праздник ублюдков длился пару часов, пока не подоспели отряды самообороны. Но организаторы погромов боялись некоторых особо диких народов, каких-нибудь абреков обидишь, женщине-абречке кривое слово скажешь, а они их (организаторов) найдут и ыз кынжала зарэжут. Во избежание эксцессов ублюдкам погромщикам было сказано в сомнительных случаях проверять паспорта. Типа, русский или армянин - бить, что-то другое - не бить. Училась с нами в универе Анна Абрамовна Кац. И попала она в самый-самый погром. Против фразы "Дэвишка, ыды суда!" - при погроме возразить сложно. Подошла. Самый грамотный погромщик задал прямой вопрос:
- Дэвишка, ти руский или армянский?
- Я еврейка.
- Паспорт ест?
- Да, вот.
- Нэт, ти обмануль, дэвишка, тут руский написан.
- Какая я русская? Фамилия Кац, Абрамовна. Это же не русская фамилия.
- Я, девишка, двадцат лэт кишлак живу, я фамилия нэ верю, паспорт вэрю. Я таджик и паспорт записат таджик. АИ я нэ знат, какой у вас руских фамилий.

В общем, получила Анна Абрамовна за весь русский народ. Потом она жаловалась мне на нетактичность погромщиков. Но поддержку нашла лишь частичную.
- Нет, Анна, они ублюдки, спору нет. И правильно самооборонцы их уполовинили, по заслугам. Но по существу вопроса мне возразить нечего. Я не знаю, зачем ты записалась русскою в паспорте. Да мне и пофиг, зачем. Но я - не раввин, я человек простой. Записалась и ладно, хоть чукчей запишись. Я никого евреем писаться не агитирую. Просто для меня ты русская. Со дня получения паспорта. Выбор сделан, выбор принят. Русские - великий народ и нет ничего плохого в том, чтобы к нему принадлежать. Ломоносов, Пушкин, Некрасов, Лобачевский - русские. Но, по мне, если ты русская, то будь уж русской до конца, и в горе, и в радости. И когда раздают калачи, и когда раздают пиздюлей. Или будь еврейкой, но тоже - и в горе, и в радости. А так, чтобы когда бьют евреев - ты русская, а когда бьют русских - ты еврейка, не катит.
Мне многое довелось повидать в этом недоделанном мире. И как бьют по морде, и как бьют по паспорту. Вы будете смеяться, Рабинович, но если Вы запишетесь русским и будет русский погром, Вас таки-да ударят по паспорту. Вопрос лишь в вашем выборе, Рабинович.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иногда я завидую ортодоксальным раввинам, у этих всё просто. Они полмира могут записать в евреи. Прапрабабушка по материнской линии была еврейкой - значит еврей, можно ставить хупу. А если нет, то нет. И не важно, что все остальные - евреи, подпортила прапрабабушка биографию. Но я не раввин, и прапрабабушки мне не интересны. Ведь у любого человека есть ещё и выбор.

Я никогда не спрашиваю людей, какой они нации. Но если уж заходит речь, мне достаточно слова. Я до сих пор вспоминаю первый вариант Конституции Гаити, самой свободной в мире страны (можно всё, свобода полная), Первая статья Конституции гласила, что земля Гаити, небеса, воды и недра принадлежат неграм. Вторая же статья провозглашала, что негром является тот, кто считает себя негром. Коротко и ясно.

@музыка: Высоцкий. Зачем мне считаться вором и бандитом?

@настроение: антисемитское

Комментарии
14.06.2011 в 01:01

Dum spiro spero
Сразу вспомнилась цитата Нагибина, Юрия : «Еврей - тот, кто на это согласен»
Впрочем соглашусь, каждый человек имеет право на выбор и должен держать ответ за него.
14.06.2011 в 01:14

Рыжики рулят!
А я - просто человек.
14.06.2011 в 12:26

Заступлюсь за раввинов. Прапрабабушка еврейка - это ещё недостаточно, чтобы быть евреем. И вы это наверняка знаете.
А паспорт для раввинов не нужен, никогда не был нужен.
Евреем действительно можно стать по выбору - в отличие от любой другой национальности!
Но и перестать им быть нельзя...
[Поселенец]
14.06.2011 в 13:41

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Гость, если прапрабабушка, мать прабабушки, матери бабушки, матери матери еврейка (даже субботница) и это можно доказать - человек еврей. Перестать быть евреем, с точки зрения раввинов, невозможно. Но если Изя Шамир отрёкся от своего народа и даже крестился - он для меня больше не еврей.
14.06.2011 в 14:12

Бог не без милости, казак не без счастья.
Человек с ружьем, а если не секрет, что именно сделали погромщики с этой женщиной после того, как обсудили вопрос её национальной принадлежности? Избили, оскорбили, изнасиловали, ограбили, куда-то отвезли, хотели отвести на обочину и убить, всё вышеперечисленное? Мне действительно интересен технический момент, так как я поставил себя на место погромщика и вот после проверки паспорта моя фантазия остановилась.

Потом этот абрек сказал: "А тэпэр, дэвишка, стой ровна, мы тэбя бит будэм"?

Могу представить массовое побоище, сожжение домов, а вот такой момент - нет.
14.06.2011 в 16:43

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Вспомниает дежурящих в местах массового скопления евреев учеников ешивы бросающихся на мужчин с тфилин и боевым кличем: Мамабабушькаэврэйка?

=D
14.06.2011 в 18:20

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Makskozak, избили.
Lexee Sly, они что, уже к прохожим пристают?
14.06.2011 в 18:38

Пора переходить к трипам без кислоты (с) Кен Кизи
Человек с ружьем нет))) до этого еще не дошло. Пока только в закрытых помещениях вроде Общинного Центра)
14.06.2011 в 21:35

Бог не без милости, казак не без счастья.
Человек с ружьем, мда. Нехорошо получилось.

Вспомнил, что в наших новостях тогда об этом и не заикались.

Кстати, а кто это всё организовывал и кто входил в отряды самообороны?
14.06.2011 в 23:48

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Makskozak, об этом писали и у вас, писали много. Февральские события в Душанбе последовали за январскими в Баку. Если помнишь - 1990 год, один из последних лет перестройки. В Таджикистане всё было несколько сложнее, чем в других местах. Исламская революция в Иране привела к созданию ещё при Брежневе исламского движения. Исламисты были в подполье, но они действовали. Стихийное недовольство властью было всегда, демографическая ситуация породила дикий жилищный кризис, кишлак жил бедно и чувствовал себя обделённым, южные кланы хотели вырвать власть у северных. В конце 80-х появилась третья партия, националистический "Растохез". массовые акции "Растохеза" заставили объявить фарси гос. языком вторыми в СССР. В январе 90 года из Баку изгнали армян. Многие из них подались в Душанбе. Гебешные провокаторы распускали слухи, что армян заселят в новый, только сданный район, за счёт очередников. 11 февраля 1990 года собрался митинг. 12 февраля митинг собрался снова, был предпринят штурм Президентского Дворца (Здание ЦК КПТ). На площади открыли огонь, убили около 10 человек. С утра 13 февраля к митингующим присоединился "Растохез", таджиков начали поддерживать русские и узбеки, здание Дворца было взято штурмом и созданно временное правительство (комитет 19). Гебисты поняли, что если они промедлят, они потеряют страну. В самые дикие тёмные кишлаки были направлены автобусы и привезены толпы погромщиков. К часу дня начался погром. В 4 часа дня лидер Таджикистана Махкамов выступил по ТВ. Он призвал народ вооружаться кто чем может и создавать отряды самообороны. Но их создание фактически началось в 2 часа дня. Часть отрядов, кстати возглавлялась исламистами и растохезовцами. в 5 часов вечера отряд самообороны открыл огонь на поражение по погромщикам в районе цирка (бой на площади Дружбы Народов). К 7 часам обстановка была взята под контроль . Ночью в город вошли войска и разогнали временное правительство. Итог - около 80 погибших (официально от 25 до 39), сотни раненных, разграблен и сожжён центр города. Февральские события - первый акт гражданской войны. После двухлетнего затишья, в мае 1992 года война вспыхнула с новой силой. В ней погибло 150 тысяч человек. В вашем городе живёт Алишер Ходжаев, кажется, вы знакомы. Он может рассказать больше, чем я напишу.
15.06.2011 в 00:09

Бог не без милости, казак не без счастья.
Нет, увы, но Ходжаева я знаю только понаслышке.

В девяностом я мог это пропустить.:) Тогда много говорили о событиях в Фергане и Оше, а вот о Таджикистане я не запомнил. Воспоминания-то детские.

В отрядах самообороны были только таджики или представители всех национальностей?
15.06.2011 в 00:19

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Makskozak, все там были, в пропорциях населения Душанбе. Кстати, и среди погромщиков были не только таджики. А уж в оппозиционных партиях пестрота полная. Я, например, был в Растохезе, но если бы сегодня состоялись выборы президента Таджикистана и мне бы дали голосовать, я проголосовал бы за лидера исламистов Кабири, хотья и не мусульманин.
15.06.2011 в 00:32

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Makskozak, а с Ходжаевым, если представится возможность, познакомьтесь. Умнейший человек, талантливый журналист, интеллигент. Учитывая, что он был одним из главных моих Учителей, я очень многое "скопировал" у него.
21.06.2011 в 14:23

Посмеялся от души:) Почему-то в мозгу всплыла в связи с этим недавняя история: на днях жена шла мимо банка и увидела издалека на его крыльце двух мужиков в масках. Она сама банковский работник и от страха у неё сердце упало в пятки. Подумала, что ограбление. Пригляделась, а это 2 негра на крыльце стоят:)
30.06.2011 в 14:18

"...в 1985 году... я увидел Грузию... у автора книги, которую я должен был перепереть на язык родных осин, был друг - секретарь райкома... он открыл мне сердце этой благословенной страны... окончательно он покорил меня чуть позже, одним тостом...- Я хочу выпить за великий русский народ! Нет на свете другого такого народа. Великодушного, щедрого... - А мы не русские, - вдруг, к величайшему моему ужасу, прервала его моя жена. - Я украинка, а он, - она кивнула в мою сторону, - еврей... Хозяин стола улыбнулся. - Дорогие друзья, - повторил он. - Как только что выяснилось, за нашим столом нет ни одного русского. с тем большим удовольствием я хочу выпить за великий русский народ... Он говорил еще долго. Но я уже не слушал. Я просто смотрел на него и восхищался. Восхищался свободой и артистизмом, которые у него в крови и до которых нам, посланцам того великого народа, о котором он говорил, было еще расти и расти"
Бенедикт Сарнов "Наш Советский новояз" М., ЭКСМО, 2005, 768 с.,глава "Великий русский народ", стр.63-66
Я тоже читал и восхищался артистизмом Бенедикта Сарнова, его супруги и секретаря грузинского райкома. Ведь только артистизм мог позволить общаться мове, картвели и ивриту. Ведь не на языке же несвободного и неартистичного русского народа общались эти прекрасные люди!