Чудес не бывает.
В этом романе автор использовал очень хитрый ход. Неожиданный. Я б даже сказала, шокирующий читателя. ;-) Взял да и убил одного из двух главных героев, верой и правдой служивших ему на протяжении двух предыдущих томов; исправно подставлявших свою пятую точку под многочисленные неприятности приключения, наличие которых поддерживало неослабевающее внимание читателя к романам.
В результате его напарнику, второму главному герою, в начале находившемуся слегка в тени, пришлось отдуваться за двоих. И это сразу же сказалось на стиле романа. Практически исчез со страниц книги прямолинейный и циничный армейский юмор, так украшавший две предыдущих книги. И это закономерно, ведь тот, с кем они пикировались, упражняясь в остроумии, умер. Стало поменьше душевных метаний и решения проблем стали проще и прямолинейнее - ибо таков характер оставшегося главного героя, барона Клозе. В целом, я бы не сказала, что такие изменения испортили книгу. Всё получилось вполне логично. Сюжет по-прежнему в достаточной степени динамичен, но - менее увлекателен. Причем причины тому я вижу две. Во-первых, автор использовал приём, снижающий степень заинтригованности читателя (оффтопом: интересно, это что - модно сейчас у писателей? Не в первый раз в недавно вышедших книгах я это встречаю): в начале романа забежал вперед - причём на достаточно большой промежуток времени (одна треть книги). А когда читатель наконец по контексту разбирается - что ж там случилось, в этом неописанном временном отрезке, автор - вуаля! - прерывает текущий рассказ и наконец посвящает нас в события, произошедшие с момента окончания второго романа и до момента начала гипертрофированного пролога. А читателю то уже и не особенно интересно. Читать целую треть книги, зная событийную канву, собственно, только ради подробностей - это, согласитесь, достаточно скучное занятие. Разве что текст попадётся такой, когда просто наслаждаешься каждой фразой и каждым эпизодом. Такие книги, безусловно, можно перечитывать бесконечно, зная наизусть весь сюжет. Однако роман Мусанифа, увы, не относится к их числу. Нормально, добротно написан - но ничего выдающегося.
Во-вторых, сам сюжет был в целом предсказуем, а потому не было никаких переживаний за героя и за результат событий, описанных в романе.
Если в вкратце, то сюжет таков. Император Юлий (тот, что на протяжении первых двух книг был героем повествования №1, граф Морган) умер, не выдержав напряжения сил и нервов на посту Императора, так сказать, во время кризиса - войны с инопланетной цивилизацией. Его наследник, пребывая на престоле, изгадил всё что мог и потому группой товарищей было решено "сместить" его и поставить на его место дельного военного, могущего выиграть войну. Таковым сочли героя предыдущих книг №2, барона Клозе.
Так вот, когда я говорила о предсказуемости сюжета, я имела в виду только то, что Клозе был обречён выиграть войну - иначе не имело смысла вообще затевать книгу. А раз так - сюжет, увы, предсказуем.
И еще одно, что мне крайне не понравилось. То, что с моей точки зрения сильно испортило роман. Война с инопланетянами - это понятно, привычно в космических боевиках и, соглашусь, затёрто и банально. Видимо, именно потому что затёрто, автор и решился на введение "бога-из-машины" - видимо, для пущей оригинальности. Оказываеццо, напал на людей некто могучий, именующий себя духом вселенной. Причина нападения? Да просто по мнению этого духа разумная жизнь - это болезнь вселенной и её надо лечить. Вот этот дух и сляпал на скорую руку агрессивных инопланетян - что б они извели человечество напрочь, вылечив вселенную.
"Болезнь" сопротивлялась как могла; в результате барон Клозе выиграл войну, сложил с себя полномочия Тирана и отправился растить капусту на заслуженный отдых.

Резюме. Первые две книги были лучше. И даже смотрелись вполне законченной дилогией. Так что продолжение, таким, как оно есть - чисто сведение всех сюжетных завязок и обрубание концов - можно было и не писать. Ничего нового автор читателю не сказал. На всё были намёки во второй книге. И победил злобных инопланетян тиран Клозе только благодаря наработкам императора Юлия. Так что продолжение можно и не читать - удовольствия несравнимо меньше, чем от первых двух книг.


@темы: отзывы-ррецензии

Комментарии
30.11.2007 в 19:55

Говорить правду легко и приятно
Jess_nata
Спасибо за рецензию, интересную и полезную (теперь я сэкономлю время для действительно хороших книг).
30.11.2007 в 20:12

Чудес не бывает.
Pirra1
теперь я сэкономлю время для действительно хороших книг).
:-D
30.11.2007 в 20:48

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
А как тебе Мусаниф вообще?
30.11.2007 в 21:16

Чудес не бывает.
Rochefort_
я ж и говорю - первые две понравились и очень. А другое его творчество (гвардия, Хроника третьего кризиса) я ниасилила :nope:
30.11.2007 в 21:27

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
У него еще было что-то про Темного или Черного... короче лорда. На самом деле я первые две имперские книги прочитал. Занятно, но на один раз, а концепция врага меня просто разочаровала.
30.11.2007 в 23:12

Чудес не бывает.
Rochefort_
а концепция врага меня просто разочаровала.

Вот! Вот и я про то же! Просто ужас. Кстати, я сейчас прочла второй Киндрэт - в отзыве напишу подробнее, но там тоже есть сильно разочарующий момент очередной "бог-из-непойми-откуда" - но оччень мощный :goth:

У него еще было что-то про Темного или Черного... короче лорда
не читала. И как-то не хочется мне пока еще Мусанифа читать.

Занятно, но на один раз,
соглашусь. Я перед прочтением третьей проглядела по диагонали, что б вспомнить - о чём они :niasil: специально бы перечитывать не стала бы. ;-)
01.12.2007 в 11:39

Ня, Смерть!!!
Мне первые 2 очень понравились, как уже говорилось выше именно из-за грубоватого "армейского" юмора, ну не только из-за этого но это особенно запомнилось. По атомосфере превая книга мне чем-то напомнила "пыль небес". Третью тоже обязательно проичтаю, что бы в голове картинка замкнулась.

По поводу "забеганий вперед". БЕСИТ!!! особенно на фоне недоавно осиленного Арвендейла, г-на Злотникова (которого, я впрочем очень люблю и уважаю как писателя).
01.12.2007 в 13:05

Чудес не бывает.
ПолиГраф

По поводу "забеганий вперед". БЕСИТ!!! особенно на фоне недоавно осиленного Арвендейла

Вооот! Именно!!! В Арвендейле это проявилось во всей красе! Принудительно заставляют забегать вперед - постоянно.
02.12.2007 в 11:14

Ня, Смерть!!!
Jess_nata Ну меня к третьему тому совсем выбесело
02.12.2007 в 12:36

Чудес не бывает.
ПолиГраф
ну естественно - если в первом и во втором он это делает по разу, то в третьем он забегает вперед то и дело. Я уж даже считать не стала - много.
26.12.2007 в 13:44

Если есть ссылка на электронный вариант "Гамбита", поделитесь, плизззз! renat@lanos.com.ua
26.12.2007 в 17:25

Чудес не бывает.
Гость
не в курсе - книга недавно вышла.